Акварель в семейном альбоме

by Рахман Файзулович


Акварель может доставить наслаждение, а может превратиться в пытку.
К искусству приходят через ремесло.
Какую выбрать кисть, как за нее взяться, как управлять мазком и заливкой?
Акварель привлекает своей камерностью, доступностью материалов и инструментов.
Альбом, коробок красок и кисть с водой.
Акварель, это престижно, это все равно, что посещать залы консерватории или библиотеку конгресса США.
Если у вас есть личное время, распорядитесь этим богатством с умом,
посвятите его нежной акварели.
Уберите компьютер,
вырубите все СМИ,
включите любимую музыку и откройте для своего удовольствия дамский альбомчик.

3291865_00 (700x629, 198Kb)


А теперь посмотритесь в зеркало.
Как хороша ваша прическа,
какое простенькое платье на ваших нежных плечиках с тонкой шейкой,
как возвышенно-сосредоточено выражение вашего лица.
Вы увлеклись живописью, цвет сводит вас с ума тонкостью вибраций нескончаемых оттенков.
Нет, если вы действительно так хороши, акварель вам не нужна.
Она спасает только одиноких, не понятых, страшненьких на вид, короче говоря, таких как  я.


— Начало всему — силуэт пятна.
Он должен хорошо читаться, то есть, иметь ясные очертания.
Когда вы наберетесь опыта, то поймете,
силуэт может быть глухим и ажурным,
может сочетать ровные края с рваными,
контрастные границы с расплывчатыми.
Именно характером границ силуэт взаимодействует с фоном (борется с ним или проникает в него).

3291865_15 (700x646, 306Kb)
— Вы создали пятно-заливку.


3291865_16 (700x677, 315Kb)
В нем можно по сырому высветлить участок сухой кистью,
ею же можно смягчить какой-то край пятна.


3291865_17 (700x504, 245Kb)

— По сухому пятну можно наносить новый слой в виде мазков другого цвета,
и тут сухая кисть поможет вам управлять краской.

— Работа ведется от светлого к темному.
Чтобы сделать пятно темнее, нанесите на него новый слой краски,
чтобы высветлить пятно, размойте его чистой кистью с водой.

— Я всегда говорю, не умеете рисовать, вставляйте в свои каракули глаза, ротик, хвостик…
Поверьте, любая ваша дребедень оживет шедевром!

С каждым техническим приемом можно по эксперементировать на бумаге,
поиграйте с мазками, с пятнами цвета ничего не рисуя.

3291865_19 (700x513, 257Kb)

3291865_20 (700x596, 295Kb)

3291865_21 (700x696, 346Kb)


Ослабление насыщенности цвета в корне меняет впечатление от живописи,
она становится строже и благороднее.

3291865_24 (700x527, 216Kb)

3291865_25 (700x527, 222Kb)


3291865_26 (471x700, 232Kb)
Холодная гамма красного.


3291865_27 (567x700, 291Kb)

3291865_28 (581x700, 301Kb)
Холодная гамма сине-зеленого.


3291865_29 (521x700, 278Kb)

3291865_30 (700x608, 335Kb)
Лессировка двумя цветами.


3291865_31 (533x700, 241Kb)

3291865_32 (513x700, 242Kb)
Я пытаюсь вам доказать доступность акварели для самых неопытных.


3291865_35 (554x700, 289Kb)
Простенькое упражнение на работу оттенками цветов.


3291865_36 (579x700, 258Kb)

— Создание в акварели фактуры добавляет ей эффектности.
Тут главное не перестараться, сохранить изысканную небрежность.


3291865_33 (549x700, 207Kb)

3291865_34 (557x700, 229Kb)

Тонкие светлые жилки можно выбрать тонкой отжатой кистью.

— Множество тонких светлых линий на темном, это в акварели проблема.
Если это очень нужно, проведите линии до начала письма жидким резиновым клеем.
Он легко стирается после высыхания живописи, обнажая белую бумагу.
Останется легкая доработка контуров нужным цветом.


3291865_37 (700x680, 191Kb)

3291865_38 (700x667, 207Kb)


— И цвет.
Вам нужно разбираться во взаимодействии теплого и холодного, в контрастных и родственных сочетаниях цвета.
Темнее — светлее изменяет насыщенность цвета.
Следите, чтобы насыщенные, яркие  участки были меньше мало насыщенных.
Плохо, когда все кричит и спорит друг с другом.
При сопоставлении двух цветов, один делайте теплым, другой холодным.
Если в рисунке есть признаки светотени, определитесь, что будет холодным, свет или тень.
Разумеется, это не закон, это для вас методика начального обучения.


3291865_39 (700x529, 283Kb)


Ошибки:
грязь в цвете, муть, толстый слой краски не просвечивается бумагой,
стремление зализать все мазки.

В конце концов, при перегруженности рисунка краской вы можете под струей воды ослабить цвет.


Учебная акварель с натуры, когда ты превращаешься в скрип зубов, в сплошное — ух, уф,

ничего общего не имеет с акварелью для души.
В студии меня окружали на редкость сильные акварелисты,
они писали так энергично, что брызги летели во все стороны.
Краска не успевала высохнуть, а они азартно вплавляли туда мазки непонятно какого цвета,
и это приводило меня в оцепенение.
Художники-преподаватели не рисковали своей рукой что-то им указывать, кроме одного незнакомца.
Он привел взрослую дочь и наигранно-грозно предупредил руководителя,
— ни каких поблажек, пускай попотеет со всеми!
Выбрав меня, как самого молодого, художник забрал у меня кисть и стал прописывать на моей акварели бутон мака.
Это была не живопись, он постоянно после каждого мазка отжимал насухо кисть и что-то сглаживал и выбирал подтеки.
Вскоре «мастер класс» закончился.
Цветок сверкал открыточным лоском!
Когда я собрался продолжать работу, соседи зашипели,
— Ты что, хочешь писать!? Я взорвался,
—  А что мне теперь делать!
Как бы ни был я в то время глуп, но отлично понимал, мою акварель угробили.
Вскоре мы встретились вновь, подошла его очередь ковыряться со студийцами.
И вновь акварель, надо работать, хочется показать себя, а тут  страшная зубная боль, голова не соображает.
Советы и сочувствия окружающих только раздражают, я остервенело, как в тумане работаю кистью, чтобы забыть о боли.
Это оказался мой лучший натюрморт акварелью, об этом говорил взгляд  художника.
Зубная боль не дала мне работать головой, включены были только скользящие чувства на цвет.
Как видите, урок не забыт.


Эскиз, иллюстрация, эстетская финтифлюшка…
Да, финтифлюшка, рисование в домашнем альбоме с текстами гостей, это то, чем мы сейчас занимаемся.
Живописная фенечка.
Если нашу дребедень в рамочку и под стекло, все будут знать, что мы творчески независимые личности.
— Рамочка, дело серьезное.
Нужно точно скадрировать рисунок, отсекая лишнее ножом,
нужно приготовить паспарту подходящего цвета с окошком для акварели (чуть правее и выше центра).
Карандашеком для солидности напишем: бумага, акварель, 2015 г.
Автор — Ванда Гог (наше имя).
Вы не смейтесь, публикация в любом виде, есть точка в работе акварелиста.
День жизни прожит не зря, это шаг к нашему бессмертию.

Подробнее о технике живописи

3291865_01 (700x529, 319Kb)

3291865_02 (392x700, 205Kb)  3291865_03 (367x700, 189Kb)
Слева бумага на столе горизонтальна,
справа бумага имеет легкий наклон для стекания краски вниз (подтек по нижнему краю)

— Создавая движениями кисти пятно, вы создаете заливку.
В этот момент поведение краски зависит от положения листа бумаги.
— Стоит вам наклонить бумагу, как краска потечет вниз, создавая густой подтек внизу заливки.
Подтеки бывают нужными, а бывают лишними.


3291865_04 (636x700, 299Kb)

3291865_05 (626x700, 275Kb)
— Плавные переходы тона удобно создавать в сыром виде, когда краски плавно втекают одна в другую.
Базовое условие живописи, — наличие в пятне цветовых оттенков.


3291865_06 (618x700, 323Kb)
Краска по наклонной бумаге собирается плотным подтеком.
Акварель жидкая, она подвижна при растекании по бумаге, прозрачность зависит от количества воды.
Нельзя перекрыть темное светлым, но можно светлое перекрыть темным.

3291865_07 (700x604, 203Kb)

Кисть держим как авторучку,
только вертикально вниз (при альбомном формате бумаги).
— Опуская кисть ниже, мы утолщаем мазок (нажим),
заваливая набок, мы меняем рисунок краев мазка.


3291865_09 (488x700, 225Kb)
Даже мазок должен иметь оттенки цвета.
Вы нанесли длинный мазок-линию,
каплю в конце мазка можете удалить сухой кистью (она втягивает в себя капли краски).


3291865_11 (532x700, 260Kb)

3291865_12 (532x700, 259Kb)

— Вы создали пятно-заливку, в нем можно по сырому высветлить участок сухой кистью,
ею же можно смягчить какой-то край пятна.
— Лишняя краска убирается сухой кистью (отжимаете ворс двумя пальцами над банкой).
Работу сухой чистой кистью необходимо освоить в первый день обучения,
это поможет вам не только вносить исправления в работе,
но и создавать тональные градации пятна.


3291865_13 (618x700, 310Kb)
Спираль по сырому.


3291865_14 (605x700, 303Kb)
Спираль по сухому.


Реклама