Узоры графики — 01

by Рахман Файзулович

Узоры графики — 01

Учебный рисунок учит искусному отображению на бумаге максимально полной информации о предметах. Во многих видах творческой графики, —  линии, штрихи, пятна тона не растворяются в созданных иллюзиях объема и пространства, они являются средством выявления эстетической природы самих средств изображения, которые остаются активными участниками хитросплетений особого узора на изобразительной плоскости.

Роль графических средств в формировании декоративных свойств изобразительной поверхности
понимается и принимается не просто. Многие начинающие рисовальщики так глубоко погружаются в методику учебного рисунка, что в любом отступлении от академических правил видят только крамолу и невежество.
Как правило, во всех учебных программах упоминается задача развития эстетического восприятия учеников, но редко когда встретишь педагога, понимающего ее смысл. И тогда работа ученика над композицией на долго превращается в разновидность рисования с натуры, сочинение становится заурядным рисованием по памяти.

Можно ли увидеть красоту в непонятном? Смотря что вы понимаете в данный момент под красотой. Красота сюжета, это одно, а красота пластики форм или группы линий и пятен, это другое. Вот это “другое” не каждый без подготовки способен эстетически воспринимать.
Эстетическое воспитание подразумевает культуру, основанную и на знании истории искусства, и на развитии чувства к прекрасному. На что бы мы не посмотрели, наше сознание стремится найти этому соответствие с уже виденным. От нашего зрительного багажа зависит и уровень нашего ассоциативного мышления. Один человек способен связать примитивную форму со множеством всплывающих в его памяти сложных объектов, другой способен видеть только этот примитив, и ничего более.

Эстетика перьевых рисунков И. Шишкина, где линии являются частью тонального пятна (частью кардобалета),  отличается от эстетики рисунков Матиса или Пикассо, где линия играет солирующую роль. И там и там присутствует красота, но создается она и воспринимается разным образом.
Кстати о балете, непосвященному он так же сложен для восприятия, как тот же Пикассо или  Матис.
Красота изображения, выполненного минимальными средствами, характеризуется изобритательностью художника в применении этих средств.

Неожиданно остроумно, изобретательно,  изящьно, — последнее очень ценится в простоте рисунка. Простотой художник, как бы, защищает от мишуры заложенную в рисунке творческую идею.


Image

Если я покажу вам подборку из нескольких черно-белых иллюстраций, то вы легко сможете рассортировать их по типу “узора” на четыре группы (четыре ряда картинок).

Первый ряд таблицы. Использование легкого кружева из светлых линий.

Второй ряд таблицы. Сухая расчетливость книжной иллюстрации. Нет ничего общего с легкой импровизацией верхнего ряда.

Третий ряд таблицы. Условно называю его хаотичным вздутием поверхности средствами светотени.

Нижний ряд таблицы. Сочетание бурлящей поверхности с геометрией. Тоже контраст сумбура с четкостью.



Возьмем две крайности.

1 —  Просчитанная легкость импровизации, достигаемая созданием все новых и новых вариантов одной темы. Аналог этому легко найти в скорописи рукописных текстов. Рисунок, подобно шрифту, лежит на поверхности листа, он подчеркивает ее плоскость. Линия самозначима, она живет взаимодействием с другими линиями и с поверхностью бумаги (верхний ряд примеров).
.
2 — Никакой импровизации, рисунок расчетлив, он выполнен по заранее созданному эскизу. Линия создает пятно светотени, она принадлежит объекту, и создает иллюзию объема и глубины пространства (большинство последующих примеров).


Image [1]

Image [2]

Первый ряд таблицы.
Использование легкого кружева из светлых линий.
Детальный разбор рисунков смотрите на следующей странице.


Image [3]

Image [4]

Два рисунка Пауля Клее (1879-1940).
Первый к приведению одного гения. Автопортрет.


Image [5]

Image [6]

Image [7]

Image [8]

Image [9]

Использование легкого кружева из светлых линий, и контрастные удары темного по светлому рисунку.
Очень распространенный прием!


Image [10]

Image [11]

Image [12]

Image [13]

Второй ряд таблицы.
Сухая расчетливость книжной иллюстрации. Нет ничего общего с легкой импровизацией верхнего ряда.


Image [14]

Image [15]

Image [16]

Третий ряд таблицы.
Условно называю его хаотичным вздутием поверхности.


Image [17]

Image [18]

Image [19]

Нижний ряд таблицы.
Сочетание бурлящей поверхности с геометрией. Тоже контраст сумбура с четкостью.


Художников пока не называю, даю общий фон для разговора о восприятии графики нового времени.

На следующей странице будут примеры расчленения иллюстрации на ее составные элементы и фамилии авторов..

Реклама