Ставим натюрморт для живописи

by Рахман Файзулович

Ставим натюрморт для живописи

Знаю, многие ждут от меня руководства к действию, — как взяться за кисть, как взять краску, как мазануть по холсту. Подождите ещё, у меня голова забита другими вопросами, и они не дают мне покоя. Пора ставить натюрморт.


3291865_145145_kopiya_A (700x483, 126Kb)


В сжатом виде мои вопросы о натюрморте выглядят списком тезисов.

— В одной частице простого объекта есть всё для эстетического созерцания света и тени, цвета  и фактуры, для создания иллюзии пространства на плоскости. Выбор масштаба изображения.

— Если делается акцент на единственном самом светлом, всё остальное подавляется (по освещённости, по цвету по…).

— Управление пространством: углубление, уплощение, искривление, фрагментация…

— Фон плоский и рельефный, цветной и чёрно-белый, фактурный и гладкий (подчинение задачи).

— Возможность расчленения фонового пространства светом, драпировками (формой, цветом, тоном).

— Создание ритма (статика – динамика) складками драпировок, формами объектов.

— Помним о средствах объединения. Родственные сочетания цветов, подобие в формах, предметы ручной работы, промышленные.

— Учитываем отличие в постановке натюрморта для живописи и для рисунка (живописные цвета – однотонные цвета).

Натюрморт для одного и для многих учащихся ставится по разному (разброс предметов в пространстве и компактное их расположение).

— Освещение рассеянным общим светом и точечным, тёплым и холодным, ярким и приглушенным.

— Не научив человека понимать работу света в управлении пространством, в его организации, не научите его и инициативе в рисовании. Он будет слепо копировать натуру.

131131 копия-02 (572x600, 52Kb)

3291865_143143_kopiya-00 (700x659, 147Kb)

3291865_128128_kopiya-3 (700x542, 248Kb)

3291865_128128_kopiya-0_kopiya (700x564, 118Kb)

3291865_06666_kopiya-1 (700x528, 162Kb)

3291865_06363_kopiya-1 (700x561, 224Kb)


Размеры предметов, выбор ракурса, дневное или искусственное, точечное или рассеянное, тёплое или холодное освещение, и  многое другое учитывается вами при постановке натюрморта.

01616 (700x482, 126Kb)

02929 (700x612, 147Kb)

04141 копия-4 (592x600, 381Kb)

04545 копия-4 В (700x682, 144Kb)

 

05252 копия-1 (592x600, 331Kb)

08686 копия-1 (522x600, 93Kb)

Надеюсь, представленные иллюстрации не будут восприняты, как эталон, они отражают возможные пути развития вашей идеи.


Не буду детально раскрывать представленные тезисы, достаточно и того, что вы узнали о их существовании и попробовали самостоятельно их исследовать. Речь идёт о композиции натюрморта, разумеется, только о некоторых её аспектах.
Исследовать, это значит перебрать массу вариантов и вывести для себя какие-то закономерности. Один совет, не валите всё в кучу, я имею в виду не предметы, а темы исследования. Расчленяйте на части, и изучайте каждую часть отдельно! Например, влияние фона на глубину пространства, или роль драпировок в формировании ритма, или …
Смысл исследований не в поиске сюжета для натюрморта, а главным образом в поисках интересных взаимодействий форм, света, пространства и цвета. Если к вам придёт понимание закономерностей этих взаимодействий, появится и сюжетный смысл натюрморта, и его художественная идея.


Реклама