Фрагменты живописи маслом

by Рахман Файзулович

Фрагменты живописи маслом

 

Известно, что наше отношение к преподавателю определяет и наше отношение к предмету, который он ведёт.

Учительница по литературе.
Она была не молодая, вернулась из военного Вьетнама, где занималась обучением русскому языку молодых бойцов, которых потом отправляли к нам в вузы. Вместо того количества слов, которое способен запоминать человек, они запоминали в два раза больше, и они её боготворили.
Когда встречаешься с чем-то настоящим, то сразу чувствуешь отсутствие в человеке фальши. С её появлением в школе я, круглый двоечник, перестал списывать на уроках, я слушал её слова, как под гипнозом. Узнав, что я хочу быть художником, она стала заниматься со мной русским языком после уроков. Однажды, по дороге из литературного музея, Любовь Лукинична подробно рассказала мне о пьесе Грибоедова «Горе от ума» и попросила меня дома написать об этом сочинение.  Прочитав на следующий день мою работу, она долго молчала, потом спросила, — написано хорошо, вам кто-нибудь помогал? Со мной что-то произошло, от стыда я не знал куда спрятаться. В сочинении было только то, что она рассказывала. Когда я соврал, и сказал, что сестра помогала, она повеселела, и продолжила беседу.

Преподаватель по рисунку и живописи.
Он поставил мне итоговую оценку за рисунок — четыре, зная, что меня это больно заденет.
-Вы можете подготовить работы и пересдать, — бросил он мне в след.. На самом деле, он пытался побороть мою самоуверенность, мои представления о рисовании.
В те же дни нашу группу загнали для увеличения посещаемости на персональную выставку «горячо любимого мною» преподавателя. Это было фойе кинотеатра, и ,как я понимал, мероприятие носило формальный характер перед вступлением автора в «Союз художников». Часто бывает, что множество слов учителя заменяет ученику один взгляд на его работы. Месяца на два я забросил все предметы, и рисовал дома, с учётом увиденного на выставке. Мне не нужно было показывать рисунки, мне нужно было доказать себе, что рисовать так, как он, для меня не проблема. Где-то перед Новым годом с интересом заглянул в натурную аудиторию к молодым, и натолкнулся на Его приветливую физиономию. Он был явно рад моему появлению.
— Не хотите порисовать?
— бумаги нет.
-Садитесь, сейчас принесу.
Набросок углём с костлявого натурщика был сделан за двадцать минут на едином дыхании. Когда преподаватель вернулся в аудиторию, я уже складывал вещи.
-Не плохо. Может-быть ноги слегка удлинить?
-Нет, я этого не вижу, и всё испорчу, — рисунок явно удался, и мне, действительно, было бы жаль его изуродовать.
-Да, согласен. Вы позволите взять рисунок?
И не дождавшись ответа, тут же прилепил его к стене в качестве образца. Думаю, манера рисования, которую он мне хотел когда-то втолковать словами, сегодня его устроила.

Когда учишься, надо отдавать себя учителю, или уходить от него, иначе результата не будет. Поверьте, высшую школу я прошёл в юности, в студии военных художников, где учителя сменялись ежеквартально, и  ни у кого из них не было попыток навязать свою манеру работы в живописи или в рисунке. Дальнейшее моё обучение, уже в молодые годы, выглядело пародией на учёбу.


Такое длинное вступление понадобилось, чтобы показать фрагменты своей учебной живописи прошлых лет. Согласитесь, лучше один раз увидеть чего от вас хотят, чем много услышать.
Верхние примеры позднего исполнения, а нижние, раннего периода. Сами натюрморты были показаны в небольшом формате на странице с акварелью. Замечу, прежде чем меня допустили до масла. я много занимался акварелью

Можно было бы поговорить о многом, я же остановлюсь на камертонах цвета. Обратите внимание на подавление яркости красок в тех областях живописи, которые спорят с самым насыщенным её местом.

1339419597_01Agava_kopiya2_kopiya (699x460, 233Kb)

1339419618_02Agava_kopiya1_kopiya (700x659, 167Kb)

Часто, новички пытаются тени довести до максимальной черноты, что делает форму предметов особо рельефной. В творческом натюрморте, в композиции это не проблема (хозяин барин), но в учебной живописи старайтесь избегать таких «дырок», которые прорывают холст. Здесь, и далее, обратите внимание на отсутствие жёсткого контура. Даже, если он где-то и намечается, то всегда имеет переменную отчётливость.


1339419642_03Gomer_kopiya1_kopiya (700x607, 321Kb)

 

1339419665_04 (700x689, 400Kb)

Сочетание электрического и дневного освещения позволяет острее прочувствовать игру тёплого и холодного в живописи,

Предметы рассматриваются не как объекты для изучения их формы, а как часть свето-воздушной среды, которую требуется уловить в цвете.


1339419683_05Poleno_kopiya2_kopiya (601x700, 128Kb)

Быстрый этюд, когда на детали не дают времени. Необходимо найти верные цветовые отношения.


1339419701_06Loskutnoe_kopiya2_kopiya (675x700, 328Kb)

1339419732_07Loskutnoe_kopiya1_kopiya (699x538, 256Kb)

Как и везде, важно точно передать самое яркое, которому подчиняется всё остальное.


1339419756_08Pantifaks_i_obez_yana_kopiya1_kopiya (700x587, 385Kb)

Быстрый этюд с мартышкой, морда которой протёрта до дыр.


1339419772_09Kuvshin_s_lozhkoy_kopiya (699x428, 79Kb)

Деревянная ложка в натюрморте оказалась очень сложной для живописи. Проследите за самыми насыщенными всплесками цвета.


1339419791_10Gorshok_u_ikonuy_kopiya1_kopiya (700x658, 320Kb)

1339419809_11Bituyy_gips_kopiya2_kopiya (700x620, 355Kb)

Фрагменты с иконой. Верхний написан в более свободной манере, нижний суховат.


1339419825_12 (699x565, 331Kb)

1339419848_13Bituyy_gips_kopiya1_kopiya (700x507, 268Kb)

Фрагменты с того же натюрморта. Увлечение передачей формы идёт во вред лёгкости воздушной среды.


1339419874_14Gubuy_u_ikonuy_kopiya2_kopiya (700x595, 265Kb)

1339419912_15Gubuy_u_ikonuy_kopiya1_kopiya (700x559, 286Kb)

Постановка натюрморта в сближенных тонах сильно усложняет задачу для живописца. Требуется внимание в поисках тонких нюансов непонятного цвета. Чем меньше у вас опыта, тем ярче берите предметы.


1339419931_16Na_podnose_kopiya1_kopiya (700x617, 243Kb)

1339419948_17Butuyl__s_probkoy_kopiya (699x348, 152Kb)

Первые опыты в масляной живописи, когда блины комом не получаются.


Это фрагменты домашних работ, без которых нельзя обойтись, изучая предмет профессионально. Дома больше свободы, можно проверить свои силы, проверить, чему научился. Фанатичная увлечённость делом помогает добиваться цели.
Вступление честно предостерегает читателей от слепой веры в учителя, и здесь я даю вам  возможность проверить соответствие своих запросов с моими возможностями. :))


