Живопись мастеров

by Рахман Файзулович

Живопись мастеров

Кто знает, зачем художник берется за натюрморт, и не пишет батальные сцены,  не пытается решать социальные проблемы общества? Искусство существует, как вид развлечения, где можно стать победителем, можно дурить мозги профанам, можно получить известность с минимальными усилиями. Живопись в одном рядe с шахматами в купе вагона, кубиком рубика, газетой с кроссвордом, . Живописцы всегда старались найти среди коммерческих интересов время для личного развлечения. Начиная уже с 19 века, многие художники  занимаются свободным творчеством. Они не были связаны обязательствами перед римским папой или перед королями, и продают свою живопись тем, кому она нравилась. Вторая половина девятнадцатого и начало двадцатого веков перевернули традиционные представления людей о живописи. Все чаще художники отказывались от утилитарной и салонной живописи, и превращались в интеллектуалов, своеобразных глашатаев мира, философов революционных перемен в искусстве.


Сирень Михаила Врубеля. Для меня, это вершина живописи по эмоциональному воздействию её цвета на зрителя. Если живопись, то используй цвет на полную катушку, так, чтобы он переворачивал всем нутро не дешёвыми эффектами декоративности, а сверхъестественным, едва уловимым, звуком музыки.

1339079240_00 (700x638, 857Kb)


Автор не известен. Круг И. Крамского.

1339079281_041 (700x591, 161Kb)

И традиционная живопись и живопись нового времени, называется искусством. В одном случае можно умиляться тонко переданной красками светотенью, и находить бурные страсти в драматургии сюжета. В другом случае восторгаться новаторскими подходами в передачи художником своего подсознательного, находить прелести в цветовых сочетаниях, в произвольных деформациях формы и ее пространства.
Наша художественная школа дает право на произвол только тем, кто освоил методы реалистического искусства. С точки зрения общественных интересов, школа права. Нужно готовить специалистов, способных средствами искусства вдохновлять и призывать к добру. Вспомните роль искусства в годы войны с фашизмом или в педагогике. А с точки зрения свободной от общества личности, дидактическое, утилитарное, не может быть искусством. Мне трудно понять молодых людей, стремящихся к карьере художника. Они вступают на дорогу славы  уложенной сплошными противоречиями.

1339079305_042 (646x343, 72Kb)

Фрагмент с грушами


1339079327_043 (606x315, 176Kb)

1339079349_044 (619x700, 483Kb)

Переход от традиционной живописи к импрессионизму. В. Серов в молодости достиг больших успехов в этом деле.

Набраться смелости французам помогло восточное искусство. Именно оно раскрыло им возможности условного цвета и формы..
Практически все наши художники нового веяния обучались в конце 19 века на Западе.


Как вы понимаете, здесь нет образцов учебной живописи натюрморта, здесь только то, что поможет вам уяснить моменты вседозволенности в живописи.

Кузьма Петров-Водкин
Не всех художников начала 20 века я уважаю так, как этого. Филосовский взгляд на искусство, эмоциональность с опорой на математический расчёт, исследовательский стиль жизни, отсутствие стадного чувства. Используя общепринятые новаторские приемы живописи, он не терял почвы под ногами, не пытался отказываться от всего полезного, что было в традиционной живописи.
Если Коровин всё подчинил цвету, передачи малярной кистью воздуха и света, не задумываясь о мелочах формы, то Петров-Водкин не мыслис себя без мелочей, которыми он и создавал особую среду.

Серов стремился растворить свои персики в воздухе, Петров-Водкин скрупулёзно вычерчивает контур наждого предмета! Как видим, в творчестве дозволено и то, и это.

1339079381_05a (700x549, 161Kb)

1339079405_05d (700x467, 589Kb)

1339079430_05b (700x509, 134Kb)

1339079456_05s (699x497, 599Kb)

1339079479_05e (530x657, 492Kb)

На первый взгляд, гремучая смесь живописных стилей, но результат впечатляет.


Пётр Кончаловский

Признаюсь, я не очень люблю этого художника, и даю его натюрморты для антуража..

1339079508_06 (476x448, 336Kb)

1339079526_07 (700x585, 174Kb)

П. Кончаловский тоже увлекался фруктами, особенно французского образца.


Кузьма Петров-Водкин

1339079551_01 (699x579, 239Kb)

1339079568_02 (700x537, 306Kb)

1339079584_03 (700x512, 628Kb)

1339079602_04 (700x564, 681Kb)

Наклон конструктивного пространства упорно повторяется из раза в раз, и блики стекла, и разъединённость предметов. Мы видим лабораторию исследователя, Кузьма ищет пути к строгой истине.


.

1339079628_09 (700x534, 695Kb)

1339079645_10 (564x700, 134Kb)

Верхний натюрморт П. Кончаловского, нижний П. Кузнецова. Всё же не просто художнику выйти из стада себе подобных.


Пётр Кончаловский

1339079663_111 (700x579, 218Kb)

1339079687_112 (533x485, 359Kb)

1339079715_113 (546x686, 714Kb)

Кончаловский в молодости долго находился под гипнозом  французского импрессионизма, не избежав подражанию  и Сезанну.


.Два натюрморта и картина. Их объединяют всполохи света и чернота обрамления видимого.

1339079732_114 (700x568, 293Kb)

1339079753_115 (328x421, 65Kb)

1339079769_12a (629x700, 203Kb)

Эль Греко ещё на грани 16-17 веков разработал свой стиль живописи, и посмотрите, как лихо его открывают для себя новаторы искусства. Это не ирония, это факт, ничего не возникает на пустом месте.


И Кузьма возник не в одночасье. Как и многие из нас, он начинал с грязной живописи, и только после великих трудов понял, на что он способен.

1339079794_13 (450x685, 433Kb)

1339079814_14 (529x572, 416Kb)

Мать художника


1339079831_15 (500x622, 452Kb)

Автопортрет


1339079851_16 (561x654, 650Kb)

Смотрите, как трудно он искал дорогу к живописи, чтобы иметь право, при необходимости, от неё отказаться.


1339079870_17 (556x700, 160Kb)


Б. Григорьев

1339079900_18 (607x700, 141Kb)

Б. Григорьев, его живопись, принципиально не отличаясь от многих художников его окружения, имела повышенную декоративность.


А. Рублёв

1339079923_19 (430x700, 220Kb)

Древнерусская живописная икона стала настоящим открытием для Западного искусства. Изощрённая условность декоративности, к которой так стремились новаторы, обладала не достижимой для них утончённой духовностью!  Патина веков неимоверно усложняла живописную поверхность, обогащала восприятие изночально простых локальных цветов. Не возможно скопировать такие шедевры, не возможно сделать их чистенькими и новенькими, не утратив силу источника.


Вместо анализа вашей новой работы, я показываю вам образцы живописи признаных художников начала прошлого века.
Цель не простая, хотелось развернуть вас от учебных постановок к творческим работам. Не подумайте, что я отчаился научить вас живописи. Нет, я поверил в серьёзность вашего отношения к живописи, и теперь не уверен в том, что есть какой-либо смысл заниматься с вами школярничеством. Поверьте, многие признаные живописцы ничего в классической живописи не понимали, у них не было школы, им нечего было терять, и они шли к цели напролом, Мне показалась очень симпатичной на данном этапе идея чистого искусства. Снимите все ограничения и начните эксперементировать с красками, с изучения возможных путей развития собственного стиля, своей манеры письма.


Подкину ещё несколько репродукций, контрастных по манере исполнения живописи.

1339091202_Suchkov_1961_gr (700x482, 419Kb)

А. Сучков. 1961 года рождения. Вспомните живопись Верещагина или А. Иванова.


1339091224_Stozharov1 (639x528, 172Kb)

1339091247_Stozharov2 (700x400, 124Kb)

Натюрморты Стожарова 60х годов прошлого века. Он отличался очень плотной живописью. В разбелённости красок его не обвинишь (намёк поняли?).


1339091271_21 (519x700, 407Kb)

В. Серов. Портрет графини Юсуповой.
Крайне полезная для вас работа. Проследите, например, за наличием самого светлого, как ему подчинено всё остальное.


Будет желание, сделайте  на основе этюда с натуры самостоятельную композицию, используя плотный цвет и, возможно, графику линий (с учётом увиденного на этой странице).  Здесь не нужно строго придерживаться вашего этюда, он служит отправной точкой отсчёта. Ищите свой «сумасшедший» стиль.
Кто знает, зачем художник берется за натюрморт? Вам он нужен для экспериментов с натурой.


Реклама