Договоримся о терминах

by Рахман Файзулович

Договоримся о терминах



Если из цветов  белого спектра  исключить цветовую составляющую, то на их месте останутся только  серые тона, относящиеся к  ахроматическим цветам.  Чёрный и белый тона образуют промежуточную градацию серых оттенков.

Ахроматические цвета могут изменяться только по светлоте. Это единственное их свойство играет ключевую роль в изменении свойств хроматических цветов (насыщенность и светлота цветового тона).


Если для ахроматических цветов главным и единственным свойством является способность изменяться по светлоте, то для хроматических цветов главным свойством является способность изменяться по цветовому тону. Два других свойства, таких, как насыщенность и светлота регулируется с помощью  ахроматических цветов.


Что такое для художника, работа отношениями?

Цвет может темнеть и светлеть

1. Форма определяется светотенью. Начинайте с поиска самого светлого и самого тёмного места в натуре. Именно эти места должны стать самыми светлыми и самыми тёмными на вашем холсте. Это для вас закон! Решив первую задачу, можно приступить к рутинной работе, к сравнению разных места натуры. Положили мазок на холст, — проверили соотношение его тона с мазками в другом месте холста, что темнее, а что светлее. Для чего это нужно, для того, чтобы на холсте достичь такого же соотношения тёмных и светлых пятен, какое есть в натуре. Профессионалы говорят, — работаем отношениями!


Цвет может потускнеть не меняясь по светлоте.

2. Если вы занимаетесь живописью, то поиски верных тоновых отношений тесно увязывается с поисками отношений цвета по его насыщенности, слово «насыщенность» будет порхать в воздухе постоянно. Преподаватель всегда жёстко требует от учеников строго придерживаться натуры в соотношений цветов по насыщенности. Если в натуре выделяется яркостью свет на кружке, то и на холсте самым ярким местом должен стать свет на кружке. Как это делается, очень просто, если увеличить насыщенность пятна уже невозможно, то вы просто уменьшаете насыщенность его окружения.


Цвет способен менять свой оттенок от тёплого до холодного.

3. Я понимаю, как вам сложно будет держать в голове одновременно столько задач, и всё же это будут только цветочки. Настоящей головной болью для вас станет осознание полной неспособности вашего зрения видеть реальный цвет в натуре. К поискам соотношения светлоты и насыщенности добавляется поиск соотношения цветовых оттенков. И вновь начинаются нескончаемые сравнения, что желтее, а что зеленее, что холоднее, а что теплее. Это единственный способ проверки точности взятого нами цвета в живописи. Действительно, наше зрение пока не научилось чувствовать цвета натуры, оно помимо вашей воли соотносит их с локальными цветами поверхностей предметов (кувшин синий, тряпка зелёная), и тут метод поиска различий очень полезен в работе. Свето-воздушная среда обогащает локальные цвета предметов цветными рефлексами и цветом источника освещения. Несколько фотографий помогут вам в этом разобраться.


Три ключевые задачи, решаемые одновременно. Не разобравшись с ними, не добьётесь успеха в живописи. Мы будем постоянно возвращаться к этим задачам, чтобы понять практические способы их решения, а пока…

повторяйте как молитву, — художник работает отношениями!



На самом деле, терминов в живописи — пруд пруди. Вот, например, локальный цвет, что это такое? Это однотонный цвет поверхности предмета, который принадлежит ей при любом освещении. Когда в сумерках вы смотрите на свою машину, вы видите, что она зелёная, хотя на самом деле ночью все кошки серы. Но вы покупали зелёную машину, и она для вас останется зелёной даже под пытками в гестапо.

Помните, я вам рассказывал, как старательно раскрашивал акварелью рисунок предмета одним цветом? В светах больше водички, в тенях меньше. Давно это было, но уверен, многие из читателей и сегодня делают то же самое. На огурец у них отложена зелёная баночка, на помидор красная. Лет десять назад у меня был молодой друг — Перуанец, из русских слов он запомнил только одну фразу (видимо её он слышал чаще других), и для поддержания со мной разговора, по поводу и без повода, развалившись в кресле, смачно с оттяжкой восклицал, — Роман, ну, ты и дурак! Потом он долго смотрел на меня с выпученными глазами и начинал ржать, как лошадь. Я не могу себе позволить таких выражений, но и других, подходящих к случаю у меня нет. Скажу просто, забудьте о локальных цветах предметов, в живописи передаются только ваши впечатления о свето и цвето воздушной среды, а она преобразует локальные цвета в бесконечное число оттенков.

Не опытный ученик может и не понять разницы между раскраской одним цветом, и живописью, он не способен отстраниться от локального цвета.


Если бы создавалась одноцветная аппликация, мы ограничились бы одним локальным цветом. Не так уж и просто угадать нужный цвет и его светлоту.


На этой иллюстрации каждый нижний гранат раскрашен своей краской. Мы стоим перед выбором точного локального цвета. Цвет граната может оказаться холоднее или теплее натуры (верхний гранат).


Мы говорили о насыщенности цвета, о том, что она может меняться.
Здесь это хорошо видно.


В академической учебной живописи мы работаем не локальным цветом (даже если он высветляется и затемняется точно как в натуре), а всей палитрой имеющихся у нас цветов. Возможно, на этом примере это показано не так отчётливо, но при желании вы найдёте в верхнем гранате более тонкие цветовые нюансы, создающие более яркую колористическую игру.


Реклама