Проблемы, проблемы

by Рахман Файзулович

Проблемы, проблемы

Собирался говорить о технике рисунка, а что получилось, и сам не пойму.


Одну работу тех первых дней хорошо помню. Рядом с моим гамызганным листом она выделялась стерильной чистотой и воздушной штриховкой, создававшей идеальную геометрию из гипса! Рисовальщику было лет тридцать пять, — стройный красивый обаятельный человека. Глядя на его изысканный пинал с белоснежными ластиками разной формы, с комплектом остро отточенных «кохиноров» и скальпелей, аккуратно уложенных в карманчики, я проникся к нему особым уважением (свой коряво заточенный карандаш с облупившейся краской от зубов и замусоленный кусочек ластика я держал в кармане школьной гимнастёрке). И бумага у него была афигенная, с какой-то особой шероховатостью и бледностью. Примечательно, сам рисунок из памяти выветрился, осталось только просветлённое рефлексами от белой бумаги лицо, приникшее к самому рисунку, и неуловимые движения шуршащего  под носом карандаша. Когда мы познакомились ближе, я узнал, что он работает в КБ чертёжником, и, главное, я узнал от него, как надо плавно штриховать рисунок. Полёт карандаша над бумагой копирует самолёт, когда его шасси мягко касаются  земли при посадке и мягко отрываются от неё при взлёте. Нужны частые дугообразные движения карандаша над бумагой, подобно движению руки с мутовкой, взбивающей сырые яйца. Начало и конец штриха растворяются, и это создаёт плавность переходов светотени. Чтобы не размазывать ладонью рисунок, кисть элегантно опирается на выставленный в сторону мизинец. Целая наука!.. за которую я вскоре получил по полной программе.

Оказалось, что всё совсем не так. Карандаш держится в ладони, рука вытянута прямо перед собой так, чтобы можно было с расстояния видеть весь рисунок сразу. Карандаш касается поверхности бумаги боковой частью грифеля. Работает кисть руки, или вся рука  широкими движениями от плеча. Почему так, а не иначе узнаем позже. Когда я завоевал какие-то позиции в студии, Марк с умилённой гордостью любил всем рассказывать, — он же к нам пришёл, — карандаша держать не умел, и вот!… (тут все смотрели на мою смущённую физиономию, к тому времени разучившуюся краснеть).

Как и генерал, мой первый наставник вскоре пропал. Этому предшествовали разговоры в курилке, когда он  шутливо, с горчинкой в голосе, ворчал, — мы уже старики, из нас ничего не выйдет, а вот из таких (кивал в мою сторону) может что-то и получится, они ещё молодые. Мне становились понятны слова преподавателя, что учить проще человека с чистого листа. Эта ломка первых дней учёбы прошла для меня благополучно, потому-что меня не нужно было переучивать, и, главное, я безгранично доверял художникам.

Конечно, не всегда карандаш держится так, как я только что описал. Когда надо было прорисовывать детали, я охотно пользовался советами чертёжника, и держал его, как обычную ручку.

Уходили многие. Люди не хотели или не могли переучиваться, они не понимали разницы между учебным и творческим рисунком, и воспринимали действия преподавателей, как насилие над собой. Насилия не было, маститые художники мирились с деллитантами, охотно консультировали их домашние работы. Вероятно, ответ в слове «мирились», которое унижало взрослых людей, относившихся к своему творчеству очень серьёзно. Проблема заключалась в том, что за искусство новички принимали изображение натуры с гладкой тушёвкой с мельчайшими её деталями. Тогда самодеятельное искусство считалось второсортным, преподаватели искренне старались втиснуть «наивное искусство» любителя в профессиональные рамки и встречали отпор.


Так в чем же разница между творческим рисунком и учебным?

Когда человек с карандашом в руке варится дома  в собственном соку , это творческое рисование. Он свободен в выборе постановки, в выборе приёмов рисования, свободен от чьих либо советов, даже если и ставит перед собой учебные задачи.
Учебное рисование с преподавателем находится в зависимости от его требований и от системы его оценок, а для тех, кто готовится сдавать экзамены в учебное заведение, ориентиром становятся требования этого заведения. Старшее поколение приходило учиться не для поступления в вузы, оно могло себе позволить критический относиться к требованиям официальной школы. Таков был и я. Отвечая на вопросы молодых друзей, куда ты готовишься поступать, я смущённо объяснял, мне, просто, хочется научиться рисовать. На меня смотрели снисходительно иронично, но без издёвки.

Пишу эту страницу, а голова полна каши. Непроизвольно, окунулся в неразрешимые для меня проблемы первых дней обучения. Каждый ученик рисует по своему, и поди разберись, где правда. У одного нагромождение грубых линий, из которых уверенно проступает форма, у другого тишь да гладь на бумаге, нежные контуры формы постепенно заполняются тенями.

Самобытность и школа.

На время учёбы приходится отрешаться от своих творческих амбиций. Преподаватели используют методику учебного рисования, и смешивать её со своими сверх задачами не пытайтесь. Никто не наступает на горло вашей самобытности, но проявляться ей лучше в самостоятельных работах дома.


Мне хочется сопоставить рисунки авторов самостоятельно изучающих предмет, и тех, кто обучается под руководством художников. Вы должны сами почувствовать слабые стороны одних и сильные других, если этого не случиться, то все мои слова останутся для вас  пустым звоном.

Капитель. Мы должны чувствовать, что трудолюбия и тщательной прорисовки деталей в первом рисунке достаточно. Нехватает профессиональных знаний, таких, что мы видим на втором рисунке.
Аккуратность коварна, но именно она окружала меня, все соседние мольберты были увешаны подобными чистенькими рисунками. Мне говорят, так нельзя рисовать, а почему нельзя, я не понимал. Тогда рядом с плохой работой не вешали хорошую, как на этой странице.



ViktoR12 (из сети)


Школы различны.

Предлагаю посмотреть следующие учебные рисунки, Они помогут понять, — каждое учебное заведение, это своя школа рисунка.

12 лет.
Рыбалова Татьяна, 12 лет,
 ХДХШ №1 им. И.Е. Репина, преп. Коптилов Д.В.
В Харьковской детской художественной школе №1 им. И.Е. Репина ( ул. С.Есенина, 8 а ) состоялся IV Областной конкурс академического рисунка.
1 место

Водолажченко Ира, 14 лет,
 ХДХШ №1 им. И.Е. Репина, преп. Чернуха Ю.Ф.
1 место

Принципиального различия в школе двух преподавателей нет.


Другие школы

Пыхтин Сергей Николаевич

Средняя худ. школа имени Сурикова.


Эти школы вам трудно будет спутать, их различия вроде бы очевидны. Но, так ли на самом деле  очевидны эти различия?

И сегодня меня удручает вопрос, почему же огромное число учеников после такой правильной школы не желает становиться профессиональными художниками и уходят в небытие?
Недавно мне довелось побывать в детской художественной школе (Москва). Стены вестибюля были увешаны рисунками горшков. Все горшки изображены прозрачными в разнообразных ракурсах. Контурные линии обозначали построение овалов, их перспективные сокращения. Где-то без ошибок, где-то сплошные ошибки, из каждого листа сочилась страшная умность, от которой хотелось повеситься! Это же дети, как это возможно?
Идёт конкуренция среди преподавателей, кто больше сумеет закачать в ребёнка  мастерства!


Следующие рисунки принадлежат одному автору. Он обучался частным образом в мастерской художника, где его самобытность  почему-то развивалась беспрепятственно.

[more]

Р. Хачатрян
Верхний натюрморт с кусочком интерьера выполнен в молодости. Даже в учебном рисунке проявляется самобытность автора (и его наставника). Второй натюрморт, работа зрелых лет, он представлен на выставке, издан в альбоме.


Да, меня понесло в разнос, сконцентрироваться на конкретной теме не получилось.
Одна надежда, может попадётся умный читатель, который подскажет и укажет.

