Технические детали

by Рахман Файзулович

Технические детали


Меньше всего мне хотелось бы описывать техническую сторону рисования, для этого есть приличные учебники приличных авторов. Если что-то и растолковывать, думалось мне, то только на эмоциональном фоне юношеских воспоминаний, это выходит длиннее, но как-то по-людски.
И всё же, придётся сделать небольшую техническую врезку, такую же, как страница о светотени. Кто уже учёный, тот может проскочить  мимо.


Инструменты, материалы, техника и технология.


Инструмент рисовальщика, на первый взгляд, не хитрый, простые грифельные карандаши разной твёрдости и ластик.

Рисуете гипс, — попробуйте начать с «ТВ», средней твёрдости вам будет достаточно, меньше грязи на бумаге при длительной работе. Одно замечу, при попытке продолжать рисунок более мягким карандашом в тенях, часто проявляется неприятное цветовое различие графита.
Если делаете быстрые наброски, — выбирайте что-то по мягче, например «3В», он сочный по тону, реагирует на малейший нажим, при случае, легко размазывается пальцем, любит активные энергичные действия.
Дорогие качественные карандаши не имеют в графите твёрдых примесей, которые начинают неожиданно резать поверхность бумаги. У них прямослойная древесина, и это качество заметно при затачивании карандаша ножом. Ещё один важный параметр карандаша (цанговые модели), это диаметр и форма стержня грифеля. Советую поэкспериментировать с ними в поиске выразительных приёмов графики. Кончик грифеля можно затачивать на наждачной бумаге, наклеенной на дощечку. Полезно иметь заточенными несколько грифельных стержней, чтобы не отвлекаться во время рисования на затачивание сломавшегося или затупившегося инструмента.

Ластики (резинки для стирания графита) выбираем белые и мягкие. Не мусольте их в потных руках, и храните после работы в герметичных футлярах. Можно разрезать ластик по диагонали на два кусочка. Острые уголки удобны для тонкой проработки тона. Засалившийся кончик чистите грубой тканью (потрите о свои штаны на коленке). Некоторые ученики любят размягчать жёсткие ластики в бензине, это помогает, но ненадолго. Тут можно упомянуть о клячке, — о сырой резине, которой не стирают, а смягчают нажимом заштрихованные места рисунка. Если клячки нет, пользуются сухим хлебным мякишем. Ребром ластика можно работать, как плоской кистью, живописно размазывая штриховку.

Можно упомянуть кадрирующею рамку из катонных уголков, она бывает полезна в процессе поиска композиции рисунка. Два уголка образуют окно со сторонами в нужной вам пропорции. Наведя окошко на натуру, вы можете точнее выбрать расположение натюрморта на бумаге.


Рабочее место

Берётся «бумага для рисования», в продаже, обычно, она так и называется. Плотная, но не картон, в меру шероховатая и белая. Будет ватман (с водяным знаком Гознака), ещё лучше, он не так сильно желтеет со временем, и не бахромится от ластика. Чертёжная бумага слишком гладкая, но она прочнее рисовальной. Сегодня масса разновидностей бумаги, и я даже не берусь её описывать, продавцы вам подскажут.

Стандартный формат для учебного рисунка, половина листа.

Закрепляете один из углов бумаги кнопкой, второй кнопкой крепите противоположный угол листа по диагонали, разглаживая бумагу ладонью. Вытягивая бумагу от центра, крепите кнопкой третий угол. Так же от центра приглаживаем бумагу к последнему углу и крепим его кнопкой. Если крепить лист, двигаясь по периметру, переходя от одного угла к другому, то на бумаге могут образоваться бы пузыри, которые будут пружинить под карандашом.

Пользуясь мольбертом (обычная хлопушка), крепите бумагу кнопками к его рабочей плоскости, либо к планшету, который будет стоять на мольберте. Нет мольберта, планшет ставите перед собой на обычном стуле.

Установите такой наклон бумаги, при котором она будет перпендикулярна к направлению вашего взгляда. Для того, чтобы  охватить рисунок единым взором, держитесь от него на расстоянии вытянутой руки. Мне легче рисовать, сидя к мольберту в пол оборота, так, чтобы рука с карандашом выдавалась вперёд. Не держите нижний край мольберта-хлопушки на коленях. Следите за общим светом, тень от карандаша не должна бегать за ним по бумаге.

Единым взглядом рисующий должен охватывать не только свою работу, но и учебную постановку. Это возможно, лишь в том случае, когда она удалена от вас, как минимум, на расстояние в три свои величины (например, метровую палку рисуют с расстояния в три метра).


Самое важное из того, что я даю на этой странице, это фотографии, поясняющие,
как надо держать в руке карандаш.

Работу над учебным рисунком начинают широкими взмахами руки с карандашом на большом листе бумаги (1\\2 ватмана). Таким образом, намечаются общие габариты натуры, прокладываются большие плоскости теней. Первая фотография показывает, как в этот момент рекомендуется держать карандаш. Чтобы увеличить амплитуду движения карандаша, в работу включается плечевой сустав.


На этой стадии рисования карандаш в руке держится следующим образом:
(1) кисть руки при рисовании горизонтальных линий,
(2) при рисовании диогональных линий справа налево,
(3) при рисовании диогональных линий слева на право.

Все три фото можно рассматривать, как фазы движения карандаша при рисовании дугообразной линии.
Центральное фото, — обычное положение карандаша в руке.


При необходимости сокращения амплитуды, работает только локтевой сустав.

Карандаш прижимается большим пальцем к двум другим. Никакого принципиального отличия от уже показанного положения нет, просто, этот захват более мягкий и он ближе к кончику грифеля. Таким образом часто держат уголёк для рисования.


[more]
Более мелкие движения получаются при кистевом движении и далее, при движении только пальцами кисти руки. В каждом случае вы сами решаете, как работать карандашом.


Скорее всего, у вас выработается своя манера работы, известно, что даже при письме все держат ручку  как-то по-своему.

Вы можете прорисовывать мелкие детали на финальной стадии рисунка, держа карандаш, как обычную ручку. Это же положение карандаша в руке сохраняется, при рисовании на бумаге альбомного формата (наброски, зарисовки).


Напоминаю, всё подчинено тому, чтобы свободно работать карандашом на расстоянии вытянутой руки от мольберта. Только тогда вы сможете видеть рисунок целиком, и выполнять карандашом широкие движения.


Надо бы сразу о штриховке поговорить, но, может быть, в следующий раз, обстоятельно и с картинками?

Реклама