Рисуем

by Рахман Файзулович

Рисуем

Понятно, что после разговора о положении карандаша в руке и о положении нашей персоны перед мольбертом, мы  должны приступить к рисованию натюрморта. Натюрморт предполагает наличие нескольких предметов, и это меня смущает. Кто из вас способен толком нарисовать хотя бы один предмет?  Давайте для пробы раскроем альбом и сделаем простенькие зарисовки чего-то простого.


Приступаем к рисованию

Вы вправе нарисовать большое или маленькое яйцо, нарисовать его в центре листа или в самом углу. В любом случае оно будет там, где вы обозначите первыми засечками его ширину.

Как видите, с шириной объекта нет проблем, проблемой становится поиск его высоты.


Возможные ошибки в пропорциях рисунка хорошо видны на следующих двух иллюстрациях.
То, что нам надо нарисовать обведено рамкой, а выше и ниже неё мы видим изображения с не верно обозначенными пропорциями.

Высота объекта на всех изображениях одинаковая, а ширина больше (сверху) или меньше (снизу) нужного.


Ширина объекта на всех изображениях яйца одинаковая, но теперь высота ошибочна.


Чтобы найти хоть какой-то ориентир, я стараюсь понять, как сильно отличаются общие пропорции предмета от квадрата.
В данном случае это отличие хорошо заметно, мы имеем слабо вытянутый в ширину прямоугольник.

1 — Зафиксируем это ощущение  вытянутости несколькими штрихами, обозначающими высоту. Отразите взаимное смещение верхней и нижней точек относительно вертикали в рисунке. Тоже касается правой и левой точек ширины предмета относительно горизонтали. Линии кривого креста соединяют засечки по ширине и высоте объекта. Постарайтесь угадать их наклон и взаимное расположение, это очень важно.

2 — Наметим границы силуэта яйца со всех сторон прямыми штрихами, касательными к его поверхности.
3 — Под этим номером показано то, чем вы дополняете предыдущую фазу рисунка.
4 — Последняя показанная здесь фаза рисования дополнена штрихами, которые для наглядности вынесены отдельно под цифрой 4.

Вам трудно представить сколько я бился над этим небольшим текстом, а расшифровать его нормальному человеку всё равно не возможно.

Поймите одну вещь, не важно, что вы рисуете, — яйцо, яблоко или корову, важно начинать рисунок с поиска верных пропорций его общих габаритов в пределах выбранного вами места. Такого планомерного аналитического начала надо придерживаться при работе над длительной учебной постановкой.

Ошибка новичков в том, что они начинают рисунок с какого-то одного места, постепенно подрисовывая к нему всё новые и новые детали. И тогда может получиться так, что готовый рисунок не впишется в нужный размер или окажется в незапланированном месте. Будет обидно, после прорисовки всех деталей рисунка, убедиться, что голова оказалась слишком широкой или очень узкой.


На первых порах, видя перед собой чистый гладкий гипсовый шар или куб, вы инстинктивно пытаетесь избегать грубых штрихов карандаша, не представляя, как такую нежность можно передать на бумаге иначе, как только нежной растушёвкой тона. Плюньте на свои страхи, у вас сей час и без того хватает забот, которые с наскоку не решить. Пропорции и тональные отношения, вот то, о чём вы должны на этом этапе обучения думать, а не о плавности тональных переходов. Всему своё время. Форма варится в гуще штрихов до состояния полной готовности. Она постепенно уплотняется и уточняется в деталях, всплывая над бумагой. Ластик превращается в инструмент рисования, а не исправления.

В подтверждение сказанного даю подходящий рисунок (украл со второй страницы), присмотритесь к нему.

Неплохая зарисовка, сам удивляюсь, как это у меня получилось. Вряд ли я смогу доказать здесь свою точность в передаче пропорций (яблоко я давно съел и получить с него фото уже проблематично), но возможности штриха показаны достаточно убедительно.

Замечу, намечая общую ширину рисунка, прихватите и хвостик черенка яблока. Ширину самого яблока отсекаете от общей ширины уже после. Относитесь к себе строже, не утешайтесь словами, — всё равно никто не поймёт, точно мной схвачены пропорции или здесь одно враньё. На яблоке и не поймут, а на портрете ваше враньё потом выскочит во всей красе, не сомневайтесь.


[more]

Другой метод начала рисования основан на быстром эмоциональном наброске с натуры. Вместо того, чтобы не спеша последовательно отмечать ширину и высоту предмета, мы пробуем несколькими линиями контура передать форму обобщённого силуэта, одновременно намечая теневые участки натуры (исключите фазы схемы под цифрой 1 и 2).  Этим методом пользуются опытные рисовальщики.  Пропорции проверяются и уточняются через те же контрольные точки, что и в первом варианте, только без обилия вспомогательных линий построения. Они держатся в голове. Именно для того, чтобы вам было чего держать в голове, я и писал предыдущий текс. Вы должны знать, что можно принимать за контрольные точки, а что не существенно для построения формы. У яйца важно точно передать расположение центральной оси вращения, положения на ней самого большого диаметра.


Надеюсь, вы ещё не начали рисовать это яйцо. Выберите овощ или фрукт, коробку или что-то другое не сложной формы. Выбирая яичко для иллюстрации текста, я руководствовался только тем, что оно не имеет деталей, которые отвлекали бы вас от понимания методических принципов начальной стадии учебного процесса, в тоже время отсутствие деталей усложняет поиск пропорций и передачу светотени в практическом рисовании. Мне хочется дать вам несколько объектов, которые я бы сам с удовольствием порисовал. Они выгодно отличаются от гипсовых геометрических фигур наличием живости фактуры и столь милых нашему глазу деталей.

Обратите внимание на закономерность светотени, которая чётко прослеживается на различных предметах при схожем освещении. Рефлекс на собственной тени от освещённого основания, плотная по тону граница света и тени, ослабление контраста и тона в одних местах, и усиление в других, вот то главное для вас на сегодня (потому-что, на завтра есть ещё и перспектива), что требуется показать на бумаге. Покажите, что вам известны законы светотени, и что вы способны на осознанное преувеличение одного, и смягчение другого, без нарушения этих законов. Вам не нужен рисунок яйца, вам нужны знания, получаемый от рисования. В поисках пропорций формы, не забывайте о пропорциях тона, о тональных отношениях, о краевом контрасте (страница «Светотень»).


К слову, посматривайте на те фрагменты с округлыми формами в штриховке детей, что я показал вам на предыдущей странице. Сегодня они вам точно пригодятся.


Не могу не сказать несколько слов о том, как художник смотрит на натуру. Всё зависит от той цели, с которой он смотрит. В самом начале рисования его взгляд расфокусирован, чтобы увидеть объект целиком. Это значит, что он видит  одновременно все части объекта в виде смазанного пятна.

Мы частенько находимся в таком же состоянии, когда после долгого чтения, оторвавшись от книги, смотрим в никуда рассеянным взором. То же самое происходит с бегущим футболистом. Он ведёт мяч и урывками бросает взгляд на поле, схватывая только взаимное расположение партнёров, не видя деталей, которые ему и не нужны. Так же смотрит и художник, делая быстрые зарисовки с натуры. Его задача, ухватить зрением форму силуэта, взаимное расположение размытых тоновых пятен. Сосредоточенный на деталях взгляд возвращается к художнику после того, как он наметил на бумаге общую форму объекта. Хорошо бы вам приучиться не смотреть на кончик карандаша и на поверхность бумаги. Смотрите сквозь бумагу и в то место, куда должен стремиться карандаш.

Постановка зрения учеников в начале обучения, сложная задача для преподавателя. Нужно приучить учеников делать много быстрых краткосрочных набросков с натуры, при которых не будет времени вникать в детали. Бросайте стремительный взгляд на натуру и фиксируете на бумаге мгновенные впечатления, и снова взгляд на натуру… Для несведущих, художник в рабочем состоянии кажется сумасшедшим с выпученными глазами. Разумеется, есть и очень интеллигентные творцы с привлекательным прищуром глаз, с неспешной манерой рисования, всякое бывает. Со временем разберётесь, что к чему.


Реклама