Зарисовки с натуры

by Рахман Файзулович

Зарисовки с натуры

Понятно, что наброски, это нечто сиюминутное и лёгкое по форме и исполнению, Но с наброска мы начинаем рисовать и длительную учебную постановку. А часто бывает, что удачно выполненный скоротечный набросок жалко оставлять в покое, и он превращается в серьёзную зарисовку с натуры.

Цель этой страницы учебная. Во первых, хочется подсказать вам для рисования возможные темы из жизни, нельзя же рисовать бесконечные яблоки и горшки, во вторых, нужно обратить ваше внимание на такие интересные материалы, как уголь, тушь с пером и кистью, простой карандаш иногда может и отдохнуть. И все-таки, главное, о чём хочется с вами говорить (слава Богу, теперь мне есть с кем говорить), это техника штриховки и техника ведения самого рисунка. Мне даже не хочется в пустую об этом разглагольствовать, нет ничего полезнее, чем посмотреть на чей-то интересный опыт (разумеется, на мой). Понимаю, многих уже тошнит от непонятных призывов не заниматься ретушью, размазывая пальцем грифель, постоянно сравнивать одно с другим, не подменять рисование тайным срисовыванием фотографий в угоду своему тщеславию. Но как иначе сдвинуть новичка с мёртвой точки?!


3291865_0139100_1 (700x472, 124Kb)

3291865_021987_set (700x498, 130Kb)

3291865_0310_kopiya1set (700x451, 118Kb)

3291865_04Ysadba_v_Bratcevo_1988_set (700x519, 146Kb)

Усадьба в Братцево.
Альбомный формат. Карандаш.
Хотелось бы посоветовать, — не рисуйте на ветках листочки, но лучше смолчу


3291865_05Starobasmannaya_set (700x499, 99Kb)

Тушь, трубчатая ручка.
В этом доме Рокотов жил!


3291865_06Rechnoi_vokzalS (700x509, 67Kb)

Крошечный набросок Северного речного вокзала.


3291865_07Skaner470_set (700x511, 213Kb)

3291865_08Skaner470_kopiya1set (700x617, 254Kb)

3291865_09Skaner470_kopiya2set (700x410, 180Kb)

3291865_10Skaner470kopiya3set (700x439, 183Kb)

Мне кажется, здесь довольно ясно видна техника рисования.
Это не рисунок контуров с последующим заполнением его светотенью. Карандаш сразу создаёт штрихами тоновые пятна, которые постепенно уточняются более мелкими пятнами. Форма проявляется из расплывчатых тонов рисунка, и только на заключительной стадии наносим несколько важных для восприятия объекта деталей или контуров.


3291865_11Terpelivaya_set (460x600, 162Kb)

3291865_12Terpelivaya_s_kopiya2set (700x379, 139Kb)

3291865_13RastryopaSet (474x600, 155Kb)

3291865_14RastryopaS_kopiya2set (700x670, 223Kb)

Показываю для сравнения два рисунка одного объекта . Первый рисунок куклы смотрится более законченным в деталях, но второй кажется более живым, его штриховая  фактура дышит. Вспомните фрагменты акварелей выполненных заливками с нагромождением подтёков. Именно неуправляемость красочного слоя, его импровизациозность, создаёт неповторимость (в буквальном смысле слова) каждой акварели. То же и в рисунке. Если вы попытаетесь рисовать подобно техникам, изображающим проект трубопровода аккуратной светотенью, вы превратитесь в техника. Вообще-то, первый рисунок начинался так же, как и второй, просто степень законченности у них различна.


3291865_15SamsonSet (441x600, 142Kb)

3291865_17Strekoza03S (700x566, 232Kb)

3291865_18Strekoza03Set (700x622, 157Kb)

Думаю, вы понимаете назначение этих миниатюрных зарисовок. Да, я умею рисовать гладко и детально, но рисую «грубо»,  потому что я люблю энергичный творческий рисунок, далёкий от ученического копирования натуры. Уверяю вас, освоите разумное учебное рисование, сможете в будующим работать в любой технике.


03

 

3291865_20VasiliiS_kopiya1set (700x531, 180Kb)

3291865_21Skaner720_A1sset (444x600, 195Kb)

3291865_22Skaner720_A1kopiya1set (700x535, 149Kb)

Хорошо видно различие штриховки верхних рисунков, различия в масштабе, в заточке карандаша. Есть и общее, степень детализации формы везде минимальна.


3291865_23snap12147s (421x600, 185Kb)

3291865_24snap12147s_kopiya1set (700x650, 252Kb)

3291865_25Oleg (458x600, 140Kb)

3291865_26Oleg_kopiya1 (498x600, 161Kb)

Мне нравится эта быстрая портретная зарисовка студента, он не позирует, он стоит за мольбертом и работает. Лицо не застыло, оно живёт. Вновь напомню, не работайте от контуров, лепите форму тоном, переходя к контурам в конце работы по необходимости.


3291865_27Gagarina_Lena (398x600, 126Kb)

3291865_28Gagarina_Lena_kopiya1set (700x471, 84Kb)

3291865_29MotisNapoleon (700x466, 135Kb)

3291865_30Nadya_v_bymage (414x600, 133Kb)

3291865_31Pechka_v_teatre (700x464, 189Kb)

 

Серия зарисовок тушью и плоской щетинной кистью. На первый взгляд, техника неуклюжая, она не приспособлена к тонкой работе, но в этом и её прелесть. Она придаёт рисункам особую декоративность и своеобразие. Замечу, формат листа большой, больше размера ватмана., а ширина кисти 2-3 см.


3291865_32Privedenceva_Olya (402x600, 129Kb)

3291865_33Privedenceva_Olya_kopiya1 (700x687, 129Kb)

Оля на стуле. Молодая красавица с фигурой топ-модели. Взглянув на рисунок, она артистично воскликнула, — Ой, это я такая бесстыжия!
Лист ватмана и уголь.


3291865_34Risovanie (388x600, 175Kb)

3291865_35Risovanie_kopiya1 (700x569, 228Kb)

Тушь, трубчатая ручка.


Вроде бы и много вставил рисунков, а всего сказать не удалось. На самом деле, техника наброска и зарисовок необъятна. Что бы вы не изобразили, оно будет индивидуально и не повторимо (я надеюсь).

Я знаю, есть много начинающих рисовальщиков, которые стремятся в цифре имитировать владение рисунком, копируя фотографии. Не обманывайте себя, ваше тщеславие угробит ту искру таланта, которая в вас есть. Рисуйте с натуры, делайте наброски, зарисовки, длительные штудии. Будет плохо, но честно, и главное, со временем будет и хорошо.



Реклама